В рамках международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2017, прошедшей в Екатеринбурге с 10-13 июля, был представлен проект автономной мобильной интеллектуальной гибридной операционной «АМИГО», расположенной на борту широкофюзеляжного самолета Ил-96-400Т.
На сегодняшний день ни в России, ни за рубежом нет аналогичных проектов по разработке высокотехнологичного операционного отделения на борту самолета. Представленный на выставке макет включает в себя один аппарат компьютерной томографии и два операционных стола, что позволяет в случае необходимости работать сразу с двумя пациентами одновременно. Прототипом такой разработки явилась стационарная версия интеллектуальной гибридной операционной, которая функционирует в ФЦН с 2015 года. Она позволяет выполнять нейрохирургам самые сложные операции с применением высокотехнологичного оборудования, включая томограф высокого разрешения. Идея создания мобильного варианта данной операционной является авторской и принадлежит главному врачу ФЦН профессору Альберту Суфианову.
«В нейрохирургии счет идет подчас на минуты, а порой и на секунды. Возможность в кратчайшие сроки предоставить пациенту не просто квалифицированную, а высокотехнологичную помощь самого топового уровня оснащения и квалификации позволит сохранить пациенту жизнь, функционал его центральной нервной системы. Проект по своей сути относится к мероприятиям по повышению национальной безопасности», — отмечает профессор Суфианов.
В реализации концепции по разработке мобильной операционной участвуют Федеральный центр нейрохирургии (г.Тюмень), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) и Сеченовский Университет. Индустриальным партнером проекта «АМИГО» выступает холдинг «Швабе». Заместитель генерального директора холдинга Иван Ожгихин подчеркнул: «Являясь инновационным холдингом, «Швабе» проявляет большую заинтересованность к участию в реализации данной идеи. В будущем с началом широкого применения таких мобильных операционных может быть решен вопрос о спасении человеческих жизней в условиях крайней необходимости, в том числе военных действий, при землетрясениях, авариях, терактах и других чрезвычайных ситуациях».
«Впервые в мире станет возможным осуществление сложнейших операций без выноса аппаратуры и оборудования за борт самолета, что сегодня выполняют транспортные госпитали. Диагностика, операция и первый реанимационный период – все это будет проходить внутри самолета», – говорит ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Он подчеркивает, что в числе преимуществ такой авиаоперационной – совмещение максимально быстрой и точной диагностики состояния всех органов и систем с хирургическим лечением, возможность целевого участия в операции нескольких бригад хирургов на разных анатомических областях.
С проектом «АМИГО» на выставке внимательно ознакомился и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.